Рекомендации аудиторов по проведенному анализу соответствия существующих программ стимулирования клиентов электротехнических компаний гражданскому, налоговому законодательству РФ и Хартии электротехнических компаний о противодействии коррупции

  1. Учитывать, что, мотивационные программы для сотрудников контрагетов-покупателей должны быть направлены на получение выгод контрагентом, а не его должностными лицами, вне зависимости от статуса.
  2. Не использовать при опубликовании маркетинговых программ термины и определения, имеющие неоднозначное толкование.
  3. Использовать отдельные программы для стимулирования розничных продаж и стимулирования оптовых покупателей.
    1. В отношении покупателей-физических лиц (в розничной торговле и торговле через интернет-магазины):
      • Предоставление единовременных скидок при достижении суммы покупки пороговых значений, определенных программой стимулирования (без дисконтных карт).
      • Предоставление скидок пенсионерам, инвалидам и участникам ВОВ (без дисконтных карт).
      • Предоставление постоянных скидок покупателям-физическим лицам на основе дисконтных программ по выданным дисконтным/бонусным картам.
        • без разделения на категории покупателей;
        • с выделением отдельных категорий покупателей по профессиональному признаку.
    2. В отношении покупателей – юридических лиц:
      • Скидки на разовой основе при заключении договоров поставки или постоянные скидки при заключении долгосрочных договоров о сотрудничестве с зависимостью от объемов закупки (вероятно как при заключении дилерских либо субдилерских договоров, так и по договорам поставки).
      • Баллы проектировщикам, сотрудникам компаний, не являющихся покупателями организации.
      • Специальные (сниженные) цены на комплекты товаров или на отдельные группы товаров.
      • Специальные акции по начислению бонусных баллов покупателям, выполняющим персональные планы по закупкам (отгрузкам?) с обменом баллов на продукцию или на призы в виде сертификатов розничных сетей.
      • Распродажи, в т.ч. со снижением цен в размере, превышающем 25% (возможно, ниже рыночной стоимости или себестоимости).
  4. При формировании программ стимулирования розничных продаж обеспечить защиту персональных данных физических лиц.
  5. Утверждение программ приказом, порядок учета операций, связанных со стимулированием продаж должен быть отражен в учетной политике организации.
  6. Принимать во внимание разъяснение Пленума ВАС РФ в квалификации действий по начислению и погашению бонусных балов.

    А, именно, что, передача налогоплательщиком контрагенту товаров в качестве дополнения к основному товару (в том числе в виде бонуса) без взимания с него отдельной платы подлежит налогообложению как передача товаров на безвозмездной основе, если только налогоплательщиком не будет доказано, что цена основного товара включает стоимость дополнительно переданных товаров и исчисленный с основной операции налог охватывает и передачу дополнительного товара.

  7. Учитывать, что, маркетинговые программы, содержащие условия о начислении бонусных баллов физическим или юридическим лицам вне обязательств (получателя бонуса) по приобретению товара однозначно будут квалифицироваться в качестве дарения. А ст. 575 ГК РФ запрещает дарение за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб., в отношениях между коммерческими организациями.
  8. Обеспечить прозрачность некоторых положений программ стимулирования юридических лиц.
  9. Уделить внимание порядку получения товара в обмен на бонусные баллы юридическими лицами (в случае, если, в соответствии с условиями договоров поставки, организации-покупателю выдавалась корпоративная бонусная карта).
  10. Для обеспечения мер по противодействию коррупции необходимо принимать документы, направленные на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
  11. Учитывать риск по НДФЛ при выдаче бонусных призов в форме карт оплаты.
  12. Учитывать возможность признания сделки контролирующими органами по передаче «призового» товара как безвозмездная реализация, что влечет за собой обязанность по начислению НДС с рыночной стоимости этого товара и не включение себестоимости приобретенного «призового» товара в налоговую базу по Налогу на прибыль.